Полоса смертельного невозврата

04 июля 2017
1157
Полоса смертельного невозврата

Полоса смертельного невозврата

Таковой может стать для пилотов со всего мира и для местных жителей новая ВПП-3 аэропорта Шереметьево. 

У нас в стране нет, похоже, ни одного проекта, который не смог бы испохабить маленький гаденький чиновник. Тот, который, в общем-то, ничего не решает и ни за что, в сущности, не отвечает. Зато своим невнятным поведением вполне способен довести всё до грандиозного скандала.

Так, в самое ближайшее время Россия может заслугами примерно вот таких не причастных ни к чему чинуш огрести ещё и международный скандал – новая взлётно-посадочная полоса (ВПП) в аэропорту Шереметьево грозит нарушить все мыслимые человеческие нормы. Ведь она может пройти буквально по головам живущих сейчас в непосредственном соседстве с нею людей. Как известно, новая ВПП должна быть построена к чемпионату мира по футболу 2018 года. Она в некотором роде уникальна, поскольку при ширине 60 метров и длине 3200 сможет принимать все типы воздушных судов. Для того чтобы доставлять туда самолёты, будет сооружён даже специальный путепровод (так называемая рулёжка) над Шереметьевским шоссе. На сооружение ВПП-3 Шереметьева были выделены достаточно большие деньги – 35,5 млрд рублей.

Но когда у нас чиновники, да ещё и распоряжающиеся бюджетными деньгами, укладывались в первоначально заложенную стоимость? Так, в начале 2017 года Росавиация, которая выступает заказчиком сооружения взлётной полосы, по сути, запросила ещё 20 млрд рублей. Оправданием этого выбрали инфляцию, из-за которой ряд работ стал значительно дороже. Надо думать, что до октября 2017 года, когда полоса должна заработать в тестовом режиме, ещё не раз выяснится, что денег не хватает.

Полоса проходит вплотную к некоторым домам, о выкупе и отселении людей из которых чиновники, по всей видимости, предпочли забыть. Из этой суммы 2,698 млрд руб­лей было заложено на выкуп домов, строений и сооружений, которые попадают в зону сооружения ВПП-3. Это было определено ещё в 2011 году в проекте строительства. Судя по плану мероприятий по сооружению ВПП, вывод жилой зоны из зоны строительства должен был быть осуществлён ещё в 2014–2015 годах. Под это попадали 135 собственников земельных участков. А финансирование этого должно осуществляться в рамках проекта строительства комплекса. Всего под территорию строительства отведено более 500 гектаров.

Так, под снос ещё на самом первом этапе должны были пойти 260 зданий и строений, расположенных в трёх деревнях – Паршино, Перепечино и Дубровка. А жителям предоставлена соответствующая компенсация. По сути, эти три деревни должны были уже давно быть выкуплены и расселены полностью. Кроме того, следовало перенести газопровод высокого давления, а также попадающие в эту же зону три нитки трубопровода, обеспечивающего топливом аэропорт. Ну, не говоря уже о таких «мелочах» типа дороги на кладбище. Надо ли говорить, что всего этого до сих пор, по всей видимости, не было сделано, а жители трёх деревень до сих пор «сидят на чемоданах», ожидая решения своей судьбы?

Похоже, им просто говорят, что средств на выкуп их домов предусмотрено не было, а снос предусмотрен и это якобы были деньги именно на снос. Получается, что проектом был определён практически незаконный захват частной собственности и выбрасывание людей из домов? «Вон тут будет проходить взлётная полоса, – показывал мне один из местных жителей. Имя своё он отказался называть в газете, так как, по-видимому, всё ещё «бодается» с Росавиацией и её дочерней структурой ФГУП АГАа – администрация гражданских аэропортов и (аэродромов). – И вот тут продолжаться. Как раз через мой дом. И что удивительно, денег на его выкуп мне сегодня предлагают ровно в 2 раза меньше, чем в 2012 году. Это такая у них инфляция?» Вот что можно узнать, если довериться истории моего собеседника. 

Партизанская война

А вот здесь следите за руками. Похоже, что одним из основных аргументов к снижению цены на выкупаемые дома для Росавиации является падение их рыночной стоимости. Ну ещё бы. Сколько будет стоить ваш дом, рядом с которым уже несколько лет ведётся столь грандиозная стройка?

Некогда благодатные тихие места у реки Клязьмы, где гнездились цапли, разворочены уже до основания, весь лес – а это около 500 гектаров от Шереметьевского шоссе до Лобни и Чёрной Грязи – вырублен, и пейзаж вокруг простирается теперь вполне апокалиптический. Периодически отключается электричество, когда кабели попадаются на пути строительной техники. Подъездные дороги к домам изуродованы и перекрыты. Гул и грохот стоит весь день. То есть чиновники этих славных ведомств пошли по пути хорошо налаженной партизанской войны, рассчитывая просто выкурить жителей из их домов. Или авось они сами куда-нибудь денутся?

Местное население, попадающее «под раздачу» таких проектов, обычно принято представлять неразумным и тормозящим прогресс. Дескать, не хотят уезжать. В ситуации же с Перепечино, Паршино и Дубровкой ровно всё наоборот. «Да выкупите уже у нас наконец дома! – умоляют чиновников жители. – Устали жить уже в этом аду!» «А денег нет – примерно так возражают чиновники. – Ждите, когда полосу введут в эксплуатацию». Компенсацию пока что получили лишь несколько жителей, в заборы которых буквально упёрлась эта полоса.

А остальных заказчики строительства полосы, как мне кажется, в упор не замечают. Куда только не обращались жители злополучных деревень! В Минтранс РФ, областной минтранс, Рос­потребнадзор РФ и МО, ФАУ Главгосэкспертиза, Минэкономразвития, к губернатору и вице-губернаторам Московской области, в Генеральную прокуратуру, ЦУ Ростехнадзора, прокуратуру МО, Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру и в другие природоохранные предприятия и надзорные ведомства. Жители даже инициировали комплексную проверку строительства ВПП-3 силами нескольких надзорных ведомств. В ходе её были выявлены нарушения проектной документации и законодательства РФ при строительстве ВПП-3, которые легли в основу ряда судебных исков. 

Даже Генеральная прокуратура ещё в 2016 году установила, что «ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» при проведении работ по строительству комплекса новой взлётно-посадочной полосы-3 международного аэропорта Шереметьево в нарушение ст. 52.53 Градостроительного комплекса Российской Федерации не исполнило требования проектной документации о выносе существующих инженерных сетей и коммуникаций из зоны строительства, а также разборке зданий и сооружений в жилых массивах, прилегающих к строительству деревень».

А в заключении Ростехнадзора так вообще прямо сказано, что «проектной документацией объекта предусмотрен комплекс подготовительных работ, включающих в себя: вырубку леса, разборку существующих покрытий, вынос инженерных сетей и коммуникаций из зоны строительства, переустройство рек, разбор зданий и сооружений в жилых массивах (согласно разделу 6 проекта по организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства 0301-ПОД сносу подлежат все здания и все сооружения д. Перепечино и д. Дубровки), ограждение строительной площадки на весь период строительства. Проектной документацией определено, что указанные мероприятия должны быть осуществлены до начала производства работ первой и второй очереди». 

Разгильдяйство или саботаж?

Но воз и ныне там. Похоже, что даже на публичных слушаниях чиновники Росавиации упорно отказывались отвечать на вопрос, когда же будут выкуплены дома. Это что, разгильдяйство чиновников Росавиации или откровенный саботаж, направленный на подрыв престижа страны из-за несоблюдения взятых на себя обязательств перед ФИФА к ЧМ-2018?! А как будет обеспечиваться безопасность воздушных судов около жилых домов? Если, к примеру, жители включат парковый свет, прожекторы и самолёты будут ориентироваться на них, а не на взлётно-посадочные огни и приземлятся… ну, скажем, в сад или на подъездную дорогу.

Но даже если не упоминать всё это, как мне кажется, откровенное пренебрежение проектной документацией и прямыми указаниями всех надзорных структур устранить безобразие, как будут выглядеть жилые деревни на взлётной полосе во время чемпионата мира?

Это будет даже покруче аэропорта на острове Сен-Мартен, где небольшие самолёты взлетают прямо над пляжем. Там по крайней мере людям есть куда бежать, если что. Тут же полоса проходит вплотную к некоторым домам, о выкупе и отселении людей из которых чиновники, по всей видимости, предпочли забыть. У кого из пилотов хватит духу взлетать и садиться над головами людей? И что это за чемпионат, ради проведения которого власти готовы рисковать здоровьем и благополучием своего населения? Ведь взлётная полоса – это не только адский шум и вредные выбросы, например, откровенно провоцирующего онкологию бензопирена. Не говоря уже о массе других неприятных последствий для жизни людей от соседства с взлетающими самолётами. 

Даже та же система навигации – это вреднейшее излучение. Кстати, и расположение самой полосы среди домов также крайне опасно – при любом боковом ветре точка невозврата, после которой уже нет возможности для разворота, будет особенно близка. Всё это вряд ли пропустят наши идеологические «доброжелатели» на Западе. А стало быть, будьте готовы если уж не к самому срыву чемпионата, то к крупному политическому скандалу. 

Теги статьи:
Максим Машков
Автор статьи: Максим Машков
Смотреть все новости автора

Распечатать

Важные новости

Лента новостей

Вверх