Отнять и обучить. Как «Синергия», захватывая частные вузы, стала крупнейшим университетом России

03 декабря 2017
2047
Отнять и обучить. Как «Синергия», захватывая частные вузы, стала крупнейшим университетом России

Отнять и обучить. Как «Синергия», захватывая частные вузы, стала крупнейшим университетом России

В начале этой недели крупнейший российский университет проводил в «Олимпийском» масштабное мероприятие — Synergy Global Forum. Открыл его Сергей Собянин, а среди участников значились Герман Греф, Майк Тайсон, Оливер Стоун, основатель Virgin Group Ричард Бренсон и другие VIP-спикеры, два дня развлекавшие гостей, которым пришлось заплатить за билеты от 9 до 500 тыс. руб.

Что это за крупнейший российский вуз? Нет, это не МГУ и не СПбГУ. Скорее всего, большинство из читателей  никогда не слышали об университете «Синергия», где, между прочим, обучается более 50 тысяч студентов (для сравнения, в МГУ их 38 тысяч, учитывая иностранцев и заочников). Удивительно, но и многие из нынешних студентов «Синергии» услышали об этом университете совсем недавно и неожиданно. Большинство из них ранее обучались в небольших региональных вузах, внезапно прекративших свое существование и попавших под контроль «Синергии». В самой «Синергии» уверены, что они продвигают прогрессивную форму дистанционного обучения, в то время как руководство расформированных вузов напрямую обвиняют «Синергию» в рейдерстве.

 ddeidexitkiqzeglv

«Когда наш вуз стала забирать «Синергия», наш ректор куда-то убежал. С ним не было никакой связи, и из-за этого пропустили все сроки переводов в другие вузы. Как нам потом сказали, лицензию на обучение у нас забрали в октябре 2015 года , а полностью остановили работу в апреле 2016-го. И в апреле мы об этом узнали», – так Влада Валякина, бывшая студентка Московской академии предпринимательства при правительстве Москвы, описывает присоединение этого вуза к «Синергии».

«Других вариантов нет, другие вузы вас не примут… Нам не дали время подумать, нужно было молниеносно писать заявления на перевод в «Синергию». Это сопровождалось ужасным хамством. Люди, которые учились очно — я училась в группе выходного дня по субботам — рассказывали, что пришли люди из «Синергии», начали срывать со стен плакаты нашей академии и вешать свои. Это напоминало рейдерский захват», — продолжает она.

Валякина рассказывает, что нашла другой вуз, в который собралась перевестись, на что сотрудники «Синергии» долго не хотели предоставлять документы о том, что она училась в академии предпринимательства.

«Закончилось тем, что я записала разговоры с ними на диктофон и сказала, что подам на них в суд. С горем пополам за полтора месяца они сделали мне документы. А потом они начали терроризировать меня звонками (даже когда я училась в другом вузе). Что лично меня, такую умную, одну из всего нашего вуза, возьмут в какую-то чудо-группу. Там всего 20 человек, и каждому, кто ее закончит, дадут свой бизнес. Какой-то процент прибыли будет идти мне, а какой-то — «Синергии». Вот такая дичь», — вспоминает Валякина.

Академические рейдеры

«От «Синергии» никакие братки никуда не приезжают и никого не кладут лицом в пол. Когда у нас отобрали лицензию и запретили прием студентов, «Синергия» переманила к себе трех сотрудников, у которых были телефоны директоров филиалов, — объясняет один из руководителей большого частного вуза. У его вуза были проблемы с Рособрнадзором, но претензии ведомства удалось отбить в суде и вуз продолжает работать. — Они ездили по регионам, предлагали деньги директорам, чтобы те уговорили студентов, которые могли остаться на улице, перейти в «Синергию». С точки зрения закона — никаких нарушений с их стороны. Но в любом бизнесе подобное считается нарушением деловой этики».

Этот случай — далеко не единственный. По словам собеседника  в комитете по образованию и науке Госдумы, ректоры нескольких вузов жаловались депутатам, что «Синергия» «в приоритетном порядке» забирает себе студентов из закрывающихся вузов.

«НОВЫЙ РЕКТОР ОТ «СИНЕРГИИ» ПОЯВИЛСЯ В ВУЗЕ В СПОРТИВНОМ КОСТЮМЕ, «ВСКРЫВАЛ КАБИНЕТЫ И СЕЙФЫ, РАЗГОВАРИВАЛ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВИБА КАК С ПОДЧИНЕННЫМИ»

В 2015 году у Владимирского института бизнеса (ВИБ) — первого частного вуза во Владимире — начались проблемы с финансами и с Рособрнадзором. «Синергия» к тому моменту являлась учредителем ВИБа и попыталась сместить его ректора Игоря Каверзина, пока он находился в командировке. Каверзин тогда комментировал местным СМИ происходящее как «попытку рейдерского захвата». Преподаватели ВИБа рассказывали владимирским журналистам, что ректор от «Синергии» Артур Аслаев появился в вузе в спортивном костюме, «вскрывал кабинеты и сейфы, разговаривал с преподавателями ВИБа как с подчиненными».
Вскоре «Синергия» отозвала Аслаева и подала на Каверзина заявление в правоохранительные органы, обвинив его в мошеннических операциях на посту ректора ВИБа. В тюрьму Каверзин не сел, ВИБ закрылся, а во Владимире открылось представительство «Синергии». «Был конфликт двух хозяйствующих субъектов, который решался каждой стороной в том ключе, в каком она могла себе это позволить. Причин было достаточно много, в том числе стремление «Синергии» расширить территорию своего присутствия», — рассказал  Игорь Каверзин.

Столь же бесцеремонной была и смена владельца в архангельском вузе. По информации издания «Правда Севера», когда в октябре 2016 года архангельский Институт управления лишили лицензии, его студенты массово стали получать сообщения через «ВКонтакте» с предложением перевестись в «ведущий вуз страны», университет «Синергию». С «Синергией» архангельский Институт управления вскоре заключил двусторонний договор, давший возможность вузу дальше обучать своих студентов. Ректор Института управления Лидия Ильина не ответила на несколько предложений источнику об интервью.

Крупнейший вуз страны

Бизнес-школа «Синергия» появилась в 1988 году, в 1995 году открылся университет «Синергия». Возглавляет наблюдательный совет «Синергии» Давид Якобашвили, основатель российского отделения корпорации «Вимм Билль Данн». Его коллеги по наблюдательному совету «Синергии» — общественные деятели (Борис Титов, Павел Астахов и др.) и бизнесмены (президент «Макдоналдса» в России Хамзат Хасбулатов, владелец бренда «Экспедиция» Александр Кравцов и др.). 

Сайт «Синергии» торжественно констатирует, что в этом университете  обучаются «более 50 тысяч человек», при том, что в других самых массовых вузах нашей страны — МГУ, СПБГУ, СПБПГУ, УРФУ, СФУ, ДФУ — учится от 30 до 40 тыс. человек. При этом если в «Синергии» на «более 50 тысяч» студентов приходится 500 преподавателей, то, например, в МГУ на 38 тыс. обучающихся – 10 тыс. преподавателей, а в НИУ ВШЭ на 35 тыс. студентов и аспирантов — 7 тыс. преподавателей. Это объясняется просто — значительная часть студентов «Синергии» обучается исключительно онлайн.

«Ну а в чем проблема? У нас обучение дистанционное. Студенты всё сдают через интернет. Все курсы уже есть. Людей подключают к сайту, и они там доучиваются», — рассказала  сотрудница деканата одного из факультетов «Синергии». За последнее время у себя на факультете она оформляла студентов закрывшихся Московского технологического института, Университета Натальи Нестеровой, Гуманитарно-экономического и информационно-технологического института, Московского института предпринимательства и права, Социально-экономического института, Вятского социально-экономического института.

Уже несколько лет количество вузов в России неуклонно сокращается. «Замруководителя Рособрнадзора Александр Бисеров публично рассказывал о том, что с лета 2014 года по весну 2016 года количество вузов и их филиалов в России сократилось с 2500 до 1400», — отмечает в разговоре с зампред комитета Госдумы по образованию, депутат от КПРФ Олег Смолин. По данным Рособрнадзора, за 2017 год в России были закрыты, лишены аккредитации, прекратили или приостановили действие лицензии, лишились права принимать студентов около сотни вузов и их филиалов, тогда как открыты были всего четыре новых.

В первую очередь сокращение происходит по демографическим причинам. в 2017 году число студентов в России было на 40% меньше, чем в 2009 году. Другим предлогом для сокращения числа вузов является желание повысить качество преподавания. «Благородное основание закрытия частных вузов — повышение качества образования, — продолжает Смолин. — Фактическое основание, как я предполагаю, заключается в в попытке сэкономить сокращающийся бюджет образования».

Действительно, не похоже на то, чтобы нынешняя стратегия Минобра по отзыву лицензий у вузов руководствовалась только критерием качества образования. Так, например, среди малых вузов, столкнувшихся с отзывом лицензии, оказался, например Европейский университет в Санкт-Петербурге, считающийся одним из наиболее престижных в России. Его, правда, пока к «Синергии» не присоединяют. А вот сократить бюджетные расходы «Синергия» и правда может, ведь при заочной форме обучения расходы минимальны. Качество такого обучения вызывает вопросы.

«Постоянно сталкиваюсь с рекламой «Синергии». Тем, кто очень много себя рекламирует, предлагает очень-очень большие преференции, говорит, что все даст, только приходите к нам и платите деньги, не стоит доверять», — отмечает в разговоре с источником президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.

Являясь формально самым массовым университетом в стране, «Синергия» не входит в топ-100 лучших вузов 2017 года по версии рейтингового агентства «Эксперт». Аналитик РА «Эксперт» Екатерина Филиппенко пояснила, что «Синергия» не подавала заявку на участие в этом рейтинге, но надо отметить, что ведущие вузы страны «Эксперт» берет в свой рейтинг и без заявок.

В «Национальном рейтинге вузов» «Интерфакса» и «Эха Москвы» за 2017 год «Синергия» занимает 227 место из 264. По оценке Министерства образования России, «Синергия» удовлетворяет критериям эффективного вуза, но показатель эффективности образовательной деятельности организации — 64,79 при пороговом значении 64,5. У «Синергии» нет диссертационного совета, нет докторантов, отсутствуют «результаты интеллектуальной деятельности, имеющие правовую охрану за пределами России». Статей, подготовленных совместно с зарубежными организациями, в 2017 году у «Синергии» лишь две.

«Наши» люди

Два собеседника, ранее работавшие в прокремлевских молодежных организациях, характеризуют «Синергию» как частную корпорацию, лояльную властям. Синергия» сотрудничала с «Росмолодежью» (когда агентством управляли Василий Якеменко и Сергей Белоконев), вела образовательные проекты для членов «Единой России». В Госдуме прошлого созыва единоросс (и экс-нашист) Роберт Шлегель был зампредом комитета по делам молодежи, а параллельно занимался совместным с «Синергией» проектом «Форсайт 2050». Показательно также, что многие ораторы, выступившие на форуме «Синергии» в «Олимпийском», известны на Западе как симпатизанты Владимира Путина.

Может быть, «Синергия» не показывает выдающихся успехов в образовании, зато из этого университета получился отличный придворный вуз, готовый к ответственным поручениям. Так, например, совместно с министерством обороны этим летом «Синергия» в подмосковном парке «Патриот» организовывала реконструкцию штурма Рейхстага. В мероприятии участвовало 1,5 тыс. реконструкторов и 8 тыс. зрителей, в том числе министр обороны Сергей Шойгу.

На организованных властью митингах красное знамя «Синергии» обычно развевается где-то рядом с флагами НОД и «Молодой Гвардии» Единой России:

Источник обратился в «Синергию» за комментарием, но на момент публикации материала получить его так и не удалось.

Теги статьи:
Максим Машков
Автор статьи: Максим Машков
Смотреть все новости автора