Количество сделок с иностранными компаниями, покидающими Россию, сократилось втрое
Количество сделок с иностранными компаниями, покидающими Россию, сократилось втрое
В 2024 году общий объем денежных сделок, связанных с выходом иностранцев из российских активов, составил $3,38 млрд против $11,14 млрд в 2023 году, как указано в отчете по рынку M&A (слияний и поглощений) агентства AK&M (документ есть у РБК).
Количество сделок тоже сократилось — с 97 (данные за 2023 год) до 58, оценивают аналитики. Больше всего сделок по выходу иностранцев из российских активов было в сфере строительства и девелопмента — 13 продаж активов на $724,8 млн, а также в машиностроении — 10 сделок на $478,5 млн.
«Активнее всего [в 2024 году] покидали российский рынок компании из Франции (за год были проданы девять активов, принадлежавших французским инвесторам), Германии (восемь сделок), США (семь транзакций), Великобритании и Австрии (по четыре), Японии, Швеции и Китаю (по три)», — указано в отчете.
Совокупная стоимость сделок M&A (учитывались сделки от $1 млн) на российском рынке слияний и поглощений составила $54,3 млрд против $50,7 млрд годом ранее. Но количество сделок сократилось с 536 до 499 транзакций, подсчитали в AK&M. Средняя стоимость сделки за вычетом крупнейших (более $1 млрд) по сравнению с 2023-м снизилась на 6,6%, до $58,5 млн.
С чем связано замедление исхода иностранцев из России
Объем и количество сделок по выкупу российских активов у иностранцев сокращается второй год подряд. Среди главных факторов — сокращение таких бизнесов на продажу после массовых выходов после начала военных действий России против Украины в феврале 2022 года и серия ужесточений условий для желающих покинуть Россию иностранных инвесторов. Последнее ужесточение произошло в октябре 2024 года, тогда подкомиссия правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями увеличила размер взноса в бюджет при выходе с 15 до 35% от рыночной стоимости актива, а также повысила дисконт, с которым могут быть выкуплены бизнесы уходящих иностранцев, — с 50 до 60% (то есть максимально возможная стоимость сделки — 40% от рыночной стоимости актива).
«При этом интерес к покупке таких бизнесов со стороны российских инвесторов по-прежнему достаточно силен, несмотря на существенно возросшую стоимость финансирования сделок, в том числе в силу наличия зачастую достаточно больших объемов денежных средств на балансах приобретаемых иностранных компаний», — отмечает партнер «Б1» Юлия Загорнова.
В 2025 году, во всяком случае в первом полугодии, количество сделок продолжит сокращаться, так как новые более жесткие условия были согласованы только в конце года, считает глава Blaze Consulting Леонид Никитин.
«Кроме того, вмешался второй фактор: иностранные активы теперь передают под временное управление без юридической экспроприации, однако с фактическим отчуждением прежних собственников от управления и использования. Таким образом, любые сделки с данными активами становятся невозможны», — говорится в отчете A&M.
В марте 2024 года правительство утвердило перечень экономически значимых организаций (ЭЗО), для которых предусмотрена процедура «переезда» в России путем «приостановления осуществления иностранной холдинговой компанией корпоративных прав». Профильные министерства могут обратиться в арбитражный суд с иском о приостановке прав иностранцев в компании, и если такой иск будет удовлетворен, то нерезиденты утратят право голосовать на собраниях акционеров, получать дивиденды, распоряжаться акциями и долями в ЭЗО. Через такую процедуру уже прошли компании «Азбука вкуса», X5, «Русагро» и «Акрон», перечисляется в отчете AK&M. Но такая форма получила название «принудительная редомициляция», в данном случае речь в основном идет о смене юрисдикции компаний, которые контролировались собственниками-резидентами через зарубежные структуры. Перечень ЭЗО периодически расширяется: например, в конце января 2025-го в него внесли еще три компании.
Еще один фактор сокращения сделок по исходу иностранцев — отсутствие таких намерений среди тех, кто остался работать в России. «Многие иностранные компании, которые еще остались в России, не планируют уходить с рынка и делают это только под сильным давлением со стороны собственных властей», — говорится в отчете AK&M. В 2025 году ситуация для оставшихся в России компаний будет еще более неопределенной: на фоне президентства Дональда Трампа в США одни могут обрести «политическое прикрытие», чтобы остаться в стране, другие же получат возможность уйти, писал Reuters. Некоторые иностранные компании, с кем велся диалог о продаже, начали останавливать переговоры, так как есть перспектива улучшения геополитической обстановки, делится наблюдениями управляющий директор «ПСК-Решения» Сергей Нунупаров.
Также фактором замедления на рынке M&A является высокая ключевая ставка Банка России (в 2024 году она выросла с 16 до 21%), так как большое количество сделок предполагало заемное финансирование, добавляет Нунупаров. «Также стоит отметить, что банки стали менее охотно выдавать кредиты под M&A в связи с ужесточением нормативов по капиталу для банков. Плюс на фоне высоких ставок растут риски по имеющимся заемщикам, что заставляет банки более аккуратно подходить к выбору новых заемщиков», — объясняет эксперт.
Что изменилось на рынке слияний и поглощений
Рост сделок с ЗПИФами (закрытый паевой инвестиционный фонд) и увеличение числа национализаций компаний (то есть их передачи в государственную собственность) стали новыми трендами в 2024 году, отмечается в отчете AK&M.
Так, в 2024 году прошло 13 сделок, покупателями активов в которых выступило не конкретное лицо или круг лиц, а ЗПИФ, подсчитали аналитики. Общая сумма таких сделок составила $7,41 млрд. С участием ЗПИФов была проведена и крупнейшая на российском рынке сделка: покупка за $5,29 млрд. активов «Яндекса» консорциумом инвесторов (ЗПИФ «Консорциум.Первый»).
У таких сделок есть ряд преимуществ, обращают внимание эксперты. Во-первых, акционеры ЗПИФов остаются анонимными, таким образом, через участие в ЗПИФ владелец бизнеса может избежать его попадания под санкции. Во-вторых, структурирование активов через ЗПИФ позволяет организовать «гладкую» передачу бизнеса наследникам.
Также растущая популярность ЗПИФов в России связана с ограничением в использовании зарубежных трастовых структур, которые ранее использовались в сделках, добавляет партнер Kept, руководитель группы по оказанию налоговых услуг в области M&A Дмитрий Гараев. Кроме того, ЗПИФы в некоторых случаях дают налоговые преимущества, продолжает эксперт.
В последние годы на рынке M&A сформировался яркий тренд на рост количества непубличных сделок и сделок с нераскрытыми покупателями и источниками финансирования, их главным инструментом является ЗПИФ, подтверждает аналитик Aspring Capital Святослав Сафронов. «Вероятно, количество таких сделок не уменьшится до тех пор, пока существенные санкционные ограничения не будут отменены», — считает он.
«Мы ожидаем роста числа сделок с участием ЗПИФов, наблюдая динамику их (фондов. — ) регистрации в Банке России в последние годы. Это может быть связано с ожиданиями усиления санкционного давления, а также с удобством консолидации активов в едином периметре», — согласен генеральный директор УК General Invest Михаил Ильянович.
Что касается второго тренда — роста национализации компаний, то в 2024 году в AK&M зафиксировали десять сделок по национализации по решению суда, превысивших $1 млн по сумме за 2024 год, их общая стоимость составила $3,89 млрд. При этом аналитики отмечают, что технически таких сделок было больше, но не все они попали в статистику, так как некоторые из них были безденежные или суд неправильно оценивал компанию, завышая или занижая ее рыночную стоимость.
Смотреть все новости автора
Распечатать
Важные новости
США ввели санкции против 12 топ-менеджеров «Лаборатории Касперского»
Сын замминистра обороны переписал лондонский бизнес на однокурсника
Опубликовано видео второго применения трехтонной управляемой авиабомбы
Суд изгнал из Крыма владельца группы «Зенден» Андрея Павлова
Юрий Ериняк — как бандит Юра Молдован захотел стать респектабельным бизнесменом