Бизнес на съедение, или Месть «королевы НДС»

27 января 2018
1281
Бизнес на съедение, или Месть «королевы НДС»

Бизнес на съедение, или Месть «королевы НДС»

Несмотря на кризис, налоговая империя Валентины Корязиной устояла, как и она сама. По информации источников, это произошло благодаря падению нескольких крупных бизнесменов Санкт-Петербурга. И как говорят, тут не обошлось без твердой руки начальницы питерской налоговой службы.

Аресты и отставки

Еще в прошлом году финансовые аналитики прочили «скоропостижную отставку» главной налоговой даме Северной столицы. Как мы уже писали, последний год Валентина Корязина в буквальном смысле слова ходила по лезвию ножа, поскольку московское начальство было сильно недовольно ни тем, как идет налоговая реформа в Петербурге, ни количеством взимаемых налогов, и уж тем более методы выжимания последних точно не вызывали в высоких кабинетах восторгов. Однако в этом году произошло «чудо». Количество денег, поступивших в государственную казну, лихо выросло, а Валентина Корязина еще удобнее уселась в своем кресле. По некоторым данным, ее упрочившееся положение связано с двумя печальными событиями для петербургского бизнеса — арестом владельца компании «Усть-Луга», миллиардера Валерия Израйлита, и отставкой главы Северо-Западного управления банка России Надежды Савинской.

корязина.jpg ruiruiqudidteglv

Ни для кого не секрет, что дело Валерия Израйлита возмутило многих представителей крупного бизнеса, в том числе за рубежом. И дело тут даже не в том, что руководителя «Усть-Луги» поймали на нехорошем, а в том, что вот уже пару лет за предпринимателем идет настоящая охота, и охотники не стесняются в средствах. Как мы уже писали, Валерий Израйлит нынче знакомится со всеми 123 томами вменяемых ему преступных эпизодов мошенничества, легализации доходов, нажитых преступным путем, и незаконных валютных операций. Своей вины бизнесмен не признает ни по одному эпизоду. Интересантом данного уголовного дела, как известно, выступает ФСБ.

израйлит.jpg

По некоторой информации, Валерий Израйлит как раз состоял в хороших, дружеских отношениях с Надеждой Савинской. Некоторые поговаривают, что Савинская даже оказывала ему некую протекцию, что, впрочем, неудивительно. Весь крупный бизнес несколько лет подряд признавал ее самой влиятельной дамой в Петербурге. Под ее надзором банковский сектор находился все три последних кризиса (1998, 2008 и 2015–2016 годы). Помогала она, естественно, и крупному бизнесу — главной опоре всего банковского сектора.

Наша
справка

Надежда Савинская возглавляла Северо-Западное управление ЦБ с мая 2014 года. До этого, с 1990-го, она работала в главном управлении регулятора по Петербургу: сначала была заместителем начальника управления, а в 1996-м сама его возглавила. В структурах Центробанка Савинская проработала более 40 лет. С 1976 по 1988 год она прошла путь от экономиста до начальника кредитного отдела Ленинградской городской конторы Госбанка СССР, после 1988-го работала еще в Ленинградском городском управлении Госбанка СССР. С 2013 года Савинская состоит в совете директоров Банка России. 

Как бы то ни было, в Петербурге у Савинской взаимоотношения в различных коридорах власти в основном были очень хорошие. И недолюбливала она лишь ведомство Валентины Корязиной. Как мы уже писали, последняя в своем трудовом рвении не знала пределов. Чего стоила одна история о том, как она и ее заместитель Александр Семчуков придумали новый способ контроля за возмещением НДС. Кроме того, Корязина не склонна в принципе считаться с интересами бизнеса. Как она неоднократно (и публично) заявляла, «рентабельность бизнеса — это проблема бизнеса, а не налоговой службы». Попробуем перевести с официального языка на русский — если есть перспектива разориться под бременем налогов, то, как в известной поговорке, «проблемы индейцев не волнуют шерифа Техаса». То есть цели и задачи у Корязиной были прямо противоположными целям и задачам Савинской.

савинская.jpg

Подкоп

Еще в прошлом году, когда стали активно муссироваться слухи о том, что дни в кресле начальника ФНС для Валентины Анатольевны сочтены, просачивалась некая информация, что к недовольству руководства налогового ведомства приложил руку банковский сектор Петербурга. Бытовало негласное мнение, что якобы Валерий Израйлит и еще ряд бизнесменов с помощью Савинской задались целью «свалить» всесильную Корязину. Савинской, к примеру, якобы легче было донести информацию о налоговых безобразиях до высоких кабинетов. К ней прислушивались. В стане самой Корязиной тоже считали, что неприятности идут откуда-то сверху, и называли это «травлей».  Как мы уже писали, кресло под Валентиной Анатольевной чувствительно зашаталось. Но, как оказалось, не рухнуло. Помогли старые связи. Недаром в 2000-х Питер называли «городом трех Валентин» — Валентины Матвиенко, Валентины Корязиной и Валентины Епифановой (председатель горсуда).

01.jpg

Вторая может себе, собственно, позволить конфликтовать с кем угодно и как угодно. Например, вставлять шпильки Комитету по финансам администрации города и даже возражать губернатору.

Небезызвестный факт, что «королева НДС» активно сотрудничает со всеми правоохранительными органами, и многие ее серьезно побаиваются. Не секрет, что дело Израйлита получило ход в том числе благодаря информации из-за границы. У фискального ведомства в этой связи свои возможности, которых, скажем, нет даже у ФСБ. Так, например, налоговикам проще выявить наличие офшорных счетов и компаний, чем техническим сотрудникам спецслужбы. А с нынешнего года ФНС России начнет автоматически обмениваться информацией с зарубежными коллегами. В бизнес-кругах не исключают, что Корязина могла просто помочь с информацией коллегам из ФСБ, и у Валерия Израйлита были найдены зарубежные активы в Италии, Лондоне и Австрии.

 Наша
справка

Дело о хищениях в «Усть-Луге» лежало в ФСБ с июня 2013 года без движения. В 2015-м в международный розыск был объявлен партнер Валерия Израйлита Александр Зарецкий, сбежавший в Израиль. Он руководил «Усть-Лужской проектно-инжиниринговой компанией» (УЛПИК), через которую якобы на офшорные счета на Виргинских островах выводились деньги. Изначально была названа сумма в 1, 5 млрд рублей. 

Что же касается Савинской, то информация о ее официальной отставке с 4 февраля 2018 года вызвала бурю недовольства среди акул бизнеса в Петербурге. Официальная версия — Савинская уходит на заслуженную пенсию. Уход «человека-эпохи», под надзором которой банковская система Петербурга пережила три кризиса с минимальными потерями, в отличии от других субъектов федерации по стране в целом, не может не огорчать предпринимательские круги. А провластным кругам сейчас выгоднее Валентина Корязина, потому что она несет в бюджет деньги. 

корр44.jpg

Не божья помощь

Рядовым жителям страны вряд ли понятны тяжеловесные формулировки фискальных органов. Им понятна лишь очередная квитанция. Но и физическим, и юридическим лицам в 2017 году пришлось несладко. Несмотря на кризис, ведомство Валентины Корязиной оказалось впереди планеты всей. Еще в прошлом году она заявила, что планирует собрать налогов с петербуржцев больше, чем это представляется самим налоговикам. И свое обещание сдержала. Как написал на днях «Деловой Петербург», УФНС по Петербургу в 2017 году собрала 688 млрд. рублей налогов, что на 10% больше, чем в 2016-м. Еще 3, 5 млрд рублей заплатили бизнесмены, раскрывшие свои офшоры. Большая помощь как бюджету города, так и бюджету страны. 

 В чем же секрет успеха Валентины Корязиной?

Как говорят уволившиеся сотрудники, фокус высоких показателей вовсе не в модернизации и реформе налоговой системы. А исключительно в кабальном труде простых сотрудников. Так, например, оклад инспектора составляет 4 тысячи рублей. Остальное — надбавки за выслугу лет и ранг. Таким образом, рядовой сотрудник получает не более 10 тысяч рублей. Начальник отдела около 25 тысяч. Далее вступает в действие система материального стимулирования (премии, доплаты). Этими фондами руководит начальство. Оно может в любой момент лишить финансов, если им кажется, что отдел работает плохо. Для этого региональным управлением регулярно устраиваются показательные проверки, по итогам которых нижестоящие отделы лишаются материального стимулирования на год-два. Как мы уже писали, из налоговых инспекций люди бегут, и текучка достигает 70% в год. Причем бегут не только рядовые специалисты, но и начальники отделов.  Оставшиеся делают то, что им говорят, не вдаваясь в подробности, и даже в том случае, если внутренние инструкции противоречат существующему законодательству. Если верить источникам, в нынешнем году с учетом общей финансовой нестабильности налогоплательщикам придется и того хуже. Бюджет ведь надо чем-то заполнять.

Теги статьи:
Виктор Криченов
Автор статьи: Виктор Криченов
Смотреть все новости автора