“Агитируют даже блатных”. Как СБУ ищет в СИЗО Украины “сепаратистов” для обмена
“Агитируют даже блатных”. Как СБУ ищет в СИЗО Украины “сепаратистов” для обмена
Об этом “Стране” рассказали те, кому поступили такие предложения.
Предложения пойти на обмен касаются прежде всего тех, кто ожидает в следственных изоляторах окончания следствия или ждет приговора по “антигосударственным” и “террористическим” статьям УК: от ст.109 – преступления, направленные на смену или изменение конституционного строя, до ст.114 – шпионаж, а также по ст.260 – создание незаконных военных и военизированных организаций и ст.258 – организация террористической группы.
Кандидатов на обмен не хватает
Интересно, что новый “набор” в обменные списки стартовал еще до завершения последнего обмена пленными, который произошел 27 декабря 2017 года.
“Во всех СИЗО Донецкой области с начала декабря 2017 года активизировалась “работа” с подследственными. Составляют новые списки. У эсбэушников явно не хватает подходящих кандидатур на обмен, поэтому уговаривают всех “террористов” и “сепаратистов” без разбора. А это, на минутку, более 300 заключенных по изоляторам Донецкой, Харьковской и Днепропетровской областей. Выдергивают якобы на проведение допросов или следственных действий, а вместо них проводят беседы. Причем в ход идут совершенно различные способы давления – от предложений условного приговора до угроз “влупить по полной программе” в случае отказа”, – рассказал “Стране” подследственный Юрий В. из Бахмутского СИЗО.
Другой подследственный, Андрей Х., говорит, что вербовка сотрудниками СБУ в обменные списки часто принимает характер абсурда.
“Дошло до того, что “конторские” тянут на беседы даже не “политических”, а откровенных уголовников. Из моей “хаты” дернули двоих, которые зарулили сюда по чистому криминалу. Один за разбой, по 187-й статье, другой за грабеж. Они вообще непричастны к политике. Вернулись после допроса в “хату”, рассказали, мол, вместо следака с ними по очереди беседовали двое штатских. Предлагали полностью отмазать от срока за совершенные преступления, переквалификацию их статьи на “организацию террористической группы” и включение в обменный список. Блатные обсуждали потом, мол, они бы и рады так отмазаться. Да только на той стороне их никто не ждет и слишком велик шанс, что там расколят быстро”, – рассказал Андрей Х.
Скорее всего, активизация составления обменных списков связана в первую очередь с острой нехваткой в Украине реальных пленных и уже осужденных сепаратистов. Желание восполнить “пустоту” в списке также приводит к тому, что сотрудники украинских спецслужб начинают оказывать давление даже на тех, кто уже пошел на сотрудничество со следствием и даже получил условный срок.
“Я должен через две недели получить свой условный срок и выйти на свободу. Я пошел на сотрудничество со следствием, признал все обвинения и мне обещали свободу. И тут меня снова вызвали и начали жестко давить, чтобы я согласился на обмен. Я вообще не виновен в совершенном, когда-то в 2015 году я в интернете написал, что Крым продали наши предатели в правительстве и война на Донбассе – договорняк. Сейчас об этом уже официально говорят, а меня за это до сих пор судят. Предложение на обмен для меня это просто ужас. Я даже на Донбассе никогда не был, мне там делать нечего”, – рассказал харьковчанин Евгений Д.
Маски-шоу вечны
“Страна” узнала о том, что у нескольких украинцев, ранее судимых по “антигосударственным” статьям и уже получивших приговоры (условные сроки. – Прим. Ред.), неожиданно были устроены обыски по всем правилам “масок-шоу”. С вторжением в квартиры ранним утром, автоматчиками в балаклавах и тотальным переворачиванием мебели и вещей.
“Начали стучать в квартиру ранним утром, пригрозили, что выбьют двери. Ворвались группой, наставили автоматы на меня, жену и двоих детей. Перевернули все вещи, рылись несколько часов. Предъявили бумагу на обыск, выданную судом. Как оказалось, ведется следствие в отношении человека, с которым я знаком шапочно и видел всего пару раз в жизни. Этот человек, как говорится в документе на обыск, вел какую-то агитацию в интернете за сепаратистов и якобы может иметь ко мне какое-то отношение. Один из обыскивавших намекнул, что мне стоило бы “признаться”. Признаться в чем? Я уже был под следствием, был в СИЗО и получил срок условно. За что меня прессуют снова, непонятно”, – рассказал “Стране” одессит Георгий.
Чуть позже ему передали предложение, дескать, если он согласится на некое предложение СБУ, то продолжения “масок-шоу” уже не будет.
Стоит отметить, что в 2017 году по ст.109 – действия, направленные на насильственную смену конституционного строя, – согласно отчетам Генпрокуратуры было открыто 52 уголовных производства. До обвинительного акта доведено 22 из них. По ст. 110 – посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины – открыто 136 уголовных производств, из которых 63 уже получили обвинительные акты.
Из соображений безопасности “Страна” не называет имена и фамилии своих источников, которые помогли нам при подготовке этого материала. Однако мы готовы поделиться их контактами с международными правозащитными организациями.
Смотреть все новости автора