У Порошенко еще есть шанс. В мире пытаются спасти украинского клептократа
У Порошенко еще есть шанс. В мире пытаются спасти украинского клептократа
Антикоррупционный суд – тот самый последний кирпич в стене, укладка которого завершит создание в Украине внутренней государственной инфраструктуры, необходимой для устранения системной коррупции и привлечения крупных инвестиций.
Но предложение президента Петра Порошенко не соответствует требованиям и критериям, установленным Международным валютным фондом и Венецианской комиссией Совета Европы. Согласно законопроекту Порошенко международные эксперты призваны играть лишь консультативную роль в процессе отбора судей, а гражданское общество и вовсе не сможет принимать никакого участия.
Но без международного надзора этот процесс окажется очередным обманом. Это связано с тем, что предложение президента отдаёт полномочия по отбору судей все тому же устарелому судебному органу, который позволил 27 совершенно неприемлемым кандидатурам пройти в новый Верховный суд Украины вопреки рекомендациям Общественного совета добропорядочности, который оценивал списки претендентов в прошлом году.
На этот раз Порошенко исключил бы из процесса отбора судей как Общественный совет добропорядочности, так и международных партнеров, создав, таким образом, учреждение, которое носит лишь громкое название «Антикоррупционный суд», и наполнив его мошенниками и своими приспешниками.
Без автономно функционирующего антикоррупционного суда антикоррупционные правоохранительные органы Украины и прокуратуры будут по-прежнему оставаться беззубыми сторожевыми псами. Без верховенства закона экономика Украины будет оставаться неэффективной и непривлекательной.
К счастью, ещё есть время, чтобы внести поправки в предложение президента, пока законодательство проходит через комитеты и дополнительные чтения в парламенте. Примечательно, что премьер-министр Владимир Гройсман публично поддерживает рекомендации МВФ и Венецианской комиссии, в отличие от президента.
На прошлой неделе Гройсман дал интервью латвийским СМИ: «Мы за несколько лет создали систему антикоррупционных органов. У нас есть Национальное агентство по предупреждению коррупции, Национальное бюро по борьбе с коррупцией и Прокуратура по борьбе с коррупцией. Осталось только создать суд по борьбе с коррупцией. Этот суд должен быть независимым, и это будет гарантией для всех, что он будет выносить справедливые решения».
В свою очередь Порошенко в интервью агентству Financial Times отстаивал свое предложение касательно суда, заявляя, что участие представителей международной общественности в создании суда ущемит суверенитет Украины.
Тем самым Порошенко отказался от условий финансирования, установленных МВФ, и обещаний, которые он дал Еврокомиссии в обмен на либерализацию визовых правил передвижения между Украиной и Европейским Союзом.
Порошенко ни разу не вспомнил о суверенитете, когда с радостью принимал миллиарды долларов и визовые льготы от иностранных доноров и партнеров. Но сейчас он взял на себя ответственность от имени Украины создать «действительно независимый» суд по борьбе с коррупцией.
Нужно отметить, что с 2014 года международные партнеры Украины принимали активное участие в разработке новых законопроектов и реализации реформ, в частности, в процессе отбора и назначения специальных антикоррупционных прокуроров и главы Национального антикоррупционного бюро.
Своими действиями президент также демонстрирует пренебрежение по отношению к желаниям общественности, а также бизнеса. Отодвинув политические предпочтения в сторону, международные инвесторы будут искать доказательств, не довольствуясь обещаниями, прежде чем говорить о готовности выделить миллиарды для восстановления экономики Украины.
«Борьба с коррупцией остается приоритетом на 2018 год; бизнес-сообщество видит в ликвидации коррупции ключ к экономическому росту и привлечению прямых иностранных инвестиций», – написал Энди Хундер, президент Американской торговой палаты в Украине на прошлой неделе.
Недавнее исследование Палаты показывает, что ее члены считают создание Антикоррупционного суда приоритетом номер один. Респонденты назвали учреждение НАБУ главной победой Украины в 2017 году, за которой следует введение правила внесения электронные декларации о доходах для государственных чиновников. 71% респондентов заявили, что наиболее коррумпированными государственными учреждениями являются суды, 54% считают, что таковыми являются налоговые и таможенные органы, а 34% назвали наиболее коррумпированными местные органы власти.
Порошенко продолжал обороняться, после того, как активисты и эксперты резко раскритиковали его предложение о создании суда, повторяя, что за последние четыре года его президентства страна провела больше реформ, чем за предыдущие двадцать с лишним лет. Честно говоря, это не говорит о многом, учитывая ужасное качество предыдущих лидеров Украины, но его точка зрения в отношении некоторых реформ имеет право на существование.
Однако без создания действительно независимого и эффективного суда все успехи в реформах будут сведены на нет. Например, НАБУ в феврале заявило, что из 116 дел, которые были направлены в суды, 44 даже не попали на рассмотрение. Агентство провело почти 500 уголовных расследований, хотя прогресс по этим делам был медленным или несущественным. Только два младших должностных лица были осуждены и получили тюремные сроки.
Более того, в феврале рейтинг коррупции в Украине, опубликованный Transparency International, оставался на пугающе высоком уровне и даже превышал аналогичный показатель в России.
У украинцев, как и прежде, нет доступа к правосудию, нет возможности получить больше иностранных инвестиций и нет возможности привлечь к ответственности бывшего президента Виктора Януковича и его сообщников, все еще связанных с правительством и обществом Украины.
Речь идет не о суде. Речь идет об окончательном изменении исторического курса Украины.
Оригинал на Atlantic Council
Смотреть все новости автора